Церковь Николы со Усохи. 1536 г.
ул. Советская, 19
Кончанский храм древнего Опоцкого конца (т.е. района города). Впервые был построен в 1371 г., в 1536 г., после пожара, был возведен заново. «В то время это было второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с 16 века» (Ю. П. Спегальский).
Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца.
Притворы - главный, западный, и боковые - северный и южный, - соединялись галереей. Однако переделки 17-19 вв. значительно исказили облик храма.
Реставрация 1946 -1974 гг. (архитекторы - Ю. П. Спегальский, В. А. Лебедева, Б. С. Скобельцын) вернула памятнику древние формы одного из самых значительных памятников псковского церковного зодчества 16 в.
Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, - и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, - отсюда и название часовни.
В интерьере храма - высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. В люнетах - голосники - керамические сосуды, вставленные в стены для облегчения кладки и улучшения акустики и создающие особый, светотеневой орнамент. В вышине купола недавно чудесным образом проявились фрески.
По характеру декора: лопатки, «поребрик - бегунец - поребрик», «бровки», валиковые разводы на апсидах, также украшенных «псковским ожерельем», - это подчеркнуто псковский храм, с сознательным отношением к своей исторической традиции, и вместе с тем - он неповторим (часовня, изящная двухпролетная звонничка на северной стене, компоновка форм).
Блистательный образец псковской школы 16 века, храм создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города.
С другой стороны, живописная композиция Никольской церкви перекликалась с храмами Василия на горке и Одигитрии на Печерском подворье, соединенными прихотливо изогнутой, уютной улочкой Враговкой.
Ныне храм мощно выступает всеми своими апсидами на улицу Советскую (бывшую Великую) и хранится музейно.
По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.