Ансамбль Спасо–Мирожского монастыря. 12-19 вв.
Ольгинская набережная, 2, 3
Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.
Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники.
Собор Спаса Преображения. сер. 12 - нач. 20 вв.
Древнейший монастырский храм - центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А. И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.
Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем.
Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые - в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке - А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова).
Храм используется как музей.
Стефановская Церковь. 17 в.
Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.
В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.
Колокольня, братский корпус, братские кельи. к. 17-19 вв.
Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.
Настоятельский корпус. 16-19 вв.
Располагается к западу от Преображенского собора: на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.
Ныне - это место размещения монастырского Иконописного центра, которому передана Стефановская церковь, восстановленная попечением известного современного иконописца архимандрита Зинона.
По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.