Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. 1463-19 в.
ул.Леона Поземского, 7
Примостье - место у старого Троицкого моста через Пскову, - венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», т.е. на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей - ныне Леона Поземского).
Вначале здесь стоял деревянный храм, сгоревший в 1462 г. Затем на его месте появился каменный храм во имя святых врачей бессеребряников и кузнецов Козьмы и Дамиана - по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича и при участии всех «суседий Богоявленского конца».
В 1507 г. в одном из приделов взорвался порох.
Храм и его окружение восстанавливалось и перестраивалось, сохранив до нашего времени масштаб кончанского ансамбля, важнейшего на Запсковье.
Крупный, одноглавый, трехапсидный храм с восьмискатным покрытием. Южный придел Св. Саввы (1640 г.), северный - Св. Митрофания Воронежского (1833 г.). Интерьер четырехстолпный, с пониженными подпружными арками. С восточной стороны удивительны две прямоугольные апсиды, примыкающие к центральной, полукруглой (такой вариант есть только в церкви Успения Богородицы в Мелётове, 1461 г.) Интересно также использование пяти декоративных арочек на апсиде вместо традиционных четырех. Остальные украшения («поребрик - бегунок - поребрик») - типичны для Пскова.
Комплекс Примостья включает в себя массивный объем с юга - палату на подклете, поставленную на углу перекрестка и делившую людской поток: налево - по улице Званице, направо - по Козьмодемьянской.
Во втором этаже палаты помещалась чудная двустолпная церковь: небольшой квадратный храмик перекрыт системой коробовых сводов. В этом оригинальном интерьере по новизне и необычности ощущения приближающемся к монастырским трапезным, алтарь архитектурно не выделен и отмечался только иконостасом. «Ни в одной звоннице Псковской земли признаков культовых помещений не обнаружено!» (Вл. В. Седов)
Сама церковь служила основанием для огромной, многопролетной звонницы, ныне утраченной, - к великому сожалению: ибо ее сквозные легкие пролеты, контрастируя с тяжелой массой нижних этажей, создавали необходимый художественный эффект.
Ворота буя Козьмодемьянской церкви, дошедшие до нас не вполне в первоначальном виде, по-псковски колоритны.
В целом «церковь с палаткой под звонницу, оградой, воротами - образует один из лучших ансамблей города, сопоставимый через Пскову с Кромом» (А. И. Комеч).
Приходится сожалеть, что этот импозантный, масштабный по замыслу и исполнению культовый центр Запсковья до сих пор используется не по назначению.
По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.