Церковь Сергия с Залужья. 1582-1589 гг.
ул. Свердлова, 42
Крупнейший историк искусства, И. Э. Грабарь, видевший церковь Сергия еще до революции, считал ее «едва ли не самой изящной церковью Пскова».
На главной улице Пскова, названной по имени церкви Сергия (Сергиевская - нынешний Октябрьский проспект), храм встречал всех гостей города первым. Сейчас его положение - внутри советской застройки, среди мусора и запустения, особенно печально. В 1940-х гг. была утрачена глава, которая была покрыта замечательным в своем роде керамическим зеленым лемехом.
Первоначально Сергиевский мужской монастырь располагался за пределами города, но во время осады Пскова в 1581 г. войсками Стефана Батория, монастырь перенесли к Трупеховским воротам, «подле лужи».
Храм неоднократно перестраивался в 17-18 вв., когда и получил, по-видимому, замечательную, керамического покрытия главу, так восхищавшую И. Э. Грабаря. Ученый считал, что подобные главы, сохранившиеся в советское время только в двух церквях (!) России (в Москве, церковь Алексея Митрополита в Глинищах и в Пскове, церковь Сергия с Залужья) следует особенно бережно сохранять.
Московская церковь была снесена в 1930-х гг., состояние церковь Сергия с Залужья, которую следовало бы отреставрировать для поклонения и открыть в приделе Музей керамического искусства Пскова - являет самый неприятный пример нашего небрежения и невежества; тем более, что храм изучен специалистами, а первая реконструкция была проведена еще в 1885 -1886 гг.
В 1996 г. здесь работала архитектор-реставратор Н. С. Рахманина, - в результате исследования появился достаточный материал для воссоздания форм главы и барабана церкви, давшей название главной улице города.
Архитектурные формы храма типичны для Пскова: трехапсидный четверик на подклете с четырехстолпным интерьером - и повышенными подпружными арками, придел и притвор - 18 в. Пропорции маленького храма, его типично псковский декор на апсидах («поребрик - бегунок - поребрик») - были необыкновенно изысканны в сочетании со звонничкой, барабаном и керамической главкой.
По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.