Анастасиевская часовня. 1911 г.
у Ольгинского моста
Построена на месте более ранней (1711 г.), по заказу управления внутренних водных путей и шоссейных дорог, знаменитым зодчим «серебряного века» А. В. Щусевым.
Архитектурные формы изящной часовенки слегка стилизованы под «псковский стиль»: квадратная в плане, она имеет маленькую главку; на пряслах стен — фрагменты псковского узора, повторяющиеся и в декоративном барабане. В восточную стену заложена, по псковскому обыкновению, храмозданная керамида.
В интерьере — перекрыта сомкнутым сводом и украшена росписями по эскизам всемирно известного художника Н. К. Рериха. На западной, северной, южной стороне и на своде — изображения Спаса на Убрусе, архангелов, Богоматери и Св. Николая. Любопытна предпринятая Рерихом попытка стилизации на тему «Стольный град Псков (?)»
В целом, как архитектор, так и художник создали в рамках русского «серебряного века» замечательные авторские стилизации древнепсковского стиля, тактично и оригинально талантливо интерпретируя первоисточник.
После революции 1917 г. часовню закрыли, росписи забелили, а помещение стали использовать для хозяйственных целей; со временем были утрачены глава и барабан.
В 1970 г. при реконструкции моста часовню планировалось снести. Но благодаря усилиям псковских архитекторов, она была спасена, и ее переместили к береговому устою моста. Реставрационные работы были проведены в 1970-1973 гг. (по проекту архитектора Н. С. Рахманиной).
Градостроительная ситуация сегодняшнего дня негативно сказалась на восприятии часовни: в начале двадцатого века она возвышалась у Ольгинского моста, акцентируя Рижскую дорогу и динамично уравновешивая в панораме города массивный, но ниже по берегу расположенный храм Успения с Пароменья. Нынешнее место Анастасиевской часовни под мостом, за забором строящейся гостиницы, не только делает ее недоступной, но и заставляет «проигрывать» в сравнении с новой, гораздо более спорных художественных достоинств, часовней Св. Ольги.
По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.