В Пскове обсудили концепцию реформирования МП "Горводоканал"
Глава Администрации города И.С.Чередниченко, его заместитель по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Л.И. Атрощенко и директор МП «Горводоканал», иные должностные лица Администрации города Пскова и муниципального предприятия приняли участие в обсуждении концепции реформирования «Горводоканала».
МП «Горводоканал» - это предприятие по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод в Пскове.
В настоящее время источником водоснабжения города является поверхностный сбор воды из реки Великой. Качество сырой воды является неудовлетворительным в связи с высоким содержанием природных органических веществ в водных источниках.
В целях улучшения качества водоснабжения города для МП «Горводоканал» в 2010 г. была разработана Программа Приоритетных Инвестиций.
По программе 2011 года были заключены Кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Соглашение о муниципальной поддержке между городом Псковом, МП «Горводоканал» и ЕБРР, Соглашение о предоставлении государственной гарантии и поддержки проекта между Псковской областью, МП «Горводоканал» и ЕБРР, Соглашение о предоставлении Гранта между Псковской областью, городом Псковом, МП «Горводоканал» и ЕБРР.
Согласно требованиям Кредитного соглашения МП «Горводоканал» в результате конкурсного отбора) заключил контракт с компанией BDO для разработки модели реформирования предприятия, корпоративного плана развития, а также подготовки сервисного соглашения между городом Псковом и МП «Горводоканал» о предоставлении услуг.
В рамках выполнения контракта с октября 2012 г. специалистами BDO была проведена всесторонняя диагностика предприятия: анализ состояния имущественного комплекса, структуры себестоимости оказываемых услуг, системы сбора доходов и платежей, системы тарифообразования, схемы сбора оперативных данных и подготовки управленческой отчетности.
Анализ предприятия показал, что в целом система водоснабжения города требует существенной реконструкции. Износ сетей водоснабжения и водоотведения в среднем превышает 60%, а износ машин и оборудования превышает 50%. Из 285 км сетей водопровода около 30% (т.е., 86 км сетей) уже сейчас требуют замены. Только завершение строительства водозабора 1-ой очереди и обязательное строительство водозабора 2-ой очереди позволит достичь значительных и заметных улучшений качества воды. Строительство обоих водозаборов приведет также к тому, что не потребуется дорогостоящая реконструкция и расширение водопроводных очистных сооружений, так как подземные воды требуют несложной и сравнительно недорогой очистки.
Существующий высокий износ сетей также приводит к значительным показателям аварийности. Для снижения износа и аварийности сетей водоотведения Предприятию необходимы ежегодные инвестиции на реконструкцию 6 км сетей (что составляет 17-19 млн.руб.) в ближайшие 10 лет, после чего объем ежегодных инвестиций может быть снижен.
Состояние сетей канализации несколько лучше, чем состояние сетей водоснабжения. При этом для поддержания их в текущем состоянии в последующие 10-15 лет потребуются ежегодные инвестиции в размере 10 млн. руб. для реконструкции 4 км сетей в год.
Что касается системы очистных сооружений канализации, то она нуждается в существенной реконструкции. Результаты очистки вод являются неудовлетворительными, в результате чего Горводоканал вынужден ежегодно платить около 12-13 млн.руб. штрафных санкций за превышение максимальной величины разрешенных сбросов. Для реконструкции очистных сооружений, трех первичных отстойников, резервуаров иловых отходов для компостирования требуется около 300 млн. руб.
В целях повышения прозрачности структуры имущественного комплекса водопроводно-канализационного хозяйства Предприятием запланировано на 2013 год выявление всех бесхозяйных сетей, находящихся в черте города, и принятие их на свой баланс. Данные мероприятия позволят МП «Горводоканал» обосновано включать затраты на содержание таких сетей в тариф и сферу своей ответственности.
Существующие тарифы едва покрывают операционные затраты Предприятия и содержат незначительную рентабельность. Минимальная потребность Предприятия в прибыли, закладываемой в тариф, в 2012 г. должна была составить 10% - для целей возврата кредитных средств, предоставленных ЕБРР. На 2013 г. потребность в увеличении тарифа, позволяющая МП «Горводоканал» оплачивать кредит ЕБРР, составляет около 18%. Но такое увеличение не утверждено по рядку причин, отраженных в законодательной базе.
В силу обозначенных обстоятельств возврат средств по кредиту ЕБРР МП «Горводоканал» производит и будет вынужден в дальнейшем осуществлять за счет недофинансирования операционной деятельности, то есть в ущерб производственному процессу и качеству оказываемых услуг.
Несмотря на проводимые МП «Горводоканал» в последние три года отдельные мероприятия по повышению энергоэффективности, водосбережению, автоматизации системы управления водопроводно-канализационного хозяйства, снижению дебиторской и кредиторской задолженности, технико-технологическое и финансово-экономическое состояние Предприятия недостаточно стабильно. Несомненно, требуется разработка и реализация комплексных мер по его развитию, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и консолидации внебюджетных источников финансирования. В связи с этим компания BDO предложила Администрации города несколько моделей реформирования: на базе муниципального предприятия, акционерного общества, с привлечением компаний-арендаторов или концессионеров.
Помимо вариантов дальнейшего развития МП «Горводоканал» специалистами BDO был представлен проект Сервисного договора между Администрацией г. Пскова и МП «Горводоканал», направленный на обеспечение качественного и бесперебойного предоставления услуг водоотведения и водоснабжения, а также эффективной эксплуатации, управления, поддержания и развития городской системы водопроводно-канализационного хозяйства.
После обмена мнениями Администрация города Пскова планирует до середины марта ознакомиться с полным текстом отчета о проделанной аудиторской фирмой работе, просчитать экономические риски и социальные последствия предлагаемых преобразований.
Источник: Администрация города Пскова