Викторина "ПОЗНАЙ СВОЙ ГОРОД"

ПОЗНАЙ СВОЙ ГОРОД
Городская викторина в рамках празднования 100-летия известного архитектора-реставратора, исследователя средневековой архитектуры Пскова Юрия Павловича Спегальского

3 июня 2009 года исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Павловича Спегальского - известного архитектора-реставратора, посвятившего свою жизнь исследованию псковских памятников архитектуры, разработке проблем истории псковского зодчества, затрагивающих принципиально важные центральные вопросы истории развития русской архитектуры в целом. Юрий Павлович горячо любил Псков, его красоту и всю жизнь стремился открыть всем это.

Надеемся что, участвуя в викторине, Вы не только узнаете много интересного, изучая историю каменного зодчества Пскова, но и то, как сохранял Псков исследователь Ю.П.Спегальский, страницы его биографии.

Славному юбилею и посвящена наша викторина.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

Управление культуры Администрации г.Пскова

Историко-краеведческая библиотека им.И.И.Василёва МУК ЦБС г.Пскова

Мемориальный музей-квартира Ю.П.Спегальского

совместно с редакцией псковской городской общественно-политической газеты «Время псковское»,

организовали викторину «Познай свой город!».

Викторина пройдет в 3 тура с 5 февраля по 14 мая 2009 года.

Организация викторины:

Раз в месяц публикуются 10 вопросов каждого тура на сайтах http://www.pskovmer.ru (Администрация города Пскова), www.cbs.pskov.ru (Централизованная библиотечная система г. Пскова), в газете «Время - псковское».

Ответы принимаются в течение месяца со дня выхода информации с вопросами.

По истечении месячного срока публикуются правильные ответы прошедшего тура и вопросы следующего тура викторины.

5 февраля - I тур;

5 марта - ответы I тура, вопросы II тура;

9 апреля - ответы II тура, вопросы III тура;

14 мая - ответы III тура;

28 мая - результаты викторины.

Подсчет баллов:

- за один правильный ответ присуждается один бал;

- при равном количестве баллов - более высокая позиция у того, кто ответил раньше;

- приоритет отдаётся более полным ответам при определении призовых мест.

Награждение:

По итогам викторины определяются три победителя, которые награждаются памятными подарками и сувенирами.

Ответы (с пометкой на викторину) присылайте по адресу:

180000, г.Псков, Октябрьский проспект, 19а,

Историко-краеведческая библиотека им.И.И.Василёва,

электронный адрес: Vasilev-Victorin@yandex.ru

Консультации по телефонам:

66-43-24 (Историко-краеведческая библиотека им.И.И.Василёва);

72-86-95 (Мемориальный музей-квартира Ю.П.Спегальского).

Призываем к участию всех желающих!

Вопросы и ответы 1 тура

1. По чьей инициативе и когда был создан Мемориальный музей квартира Ю.П Спегальского в городе Пскове?

Ответ: По инициативе Ольги Константиновны Аршакуни, супруги Юрия Павловича Спегальского был создан Мемориальный музей-квартира Ю.П.Спегальского. Открытие его состоялось 2 декабря 1986 года.

2. Назовите дату рождения Ю.П. Спегальского. В какой церкви он был крещён? На какой улице прошло его детство?

Ответ: Юрий Павлович Спегальский родился 3 июня 1909 года в городе Пскове. Крестили в Храме Георгия со Взвоза. Детство прошло на улице Михайловской (ныне Ю.П. Спегальского).

3. Назовите школу, где он учился. Чем занимался Ю.П.Спегальский в школьные годы кроме учёбы? Как называлась его первая опубликованная школьная исследовательская работа, и в каком издании она была напечатана?

Ответ: Ю.П.Спегальский учился в школе № 1 города Пскова. Во время учёбы в школе он организовал кружок юных краеведов и в это же время опубликовал свою первую статью «Значение памятников в древнепсковской архитектуре» (из доклада прочитанного в кружке юных краеведов) в сборнике Псковского общества краеведения «Познай свой край» 1927 года издания № 3. Ю.П. Спегальскому пришлось перейти учиться в вечернюю школу, когда он стал работать в строительных бригадах каменщиком.

4. Какой институт закончил Ю.П. Спегальский, и где работал после его окончания? Назовите его первые реставрационные работы в Пскове.

Ответ: Ю.П.Спегальский в 1936 году окончил Институт инженерно-коммунального строительства в Ленинграде (до реорганизации назывался Академией художеств). После окончания института поступает на работу в Ленинградскую государственную инспекцию по охране памятников и от неё же направляется в 1939 - 1940-х гг. на реставрацию памятников старины: Гремячей башни и Вторых палат Меньшиковых.

5. Когда и где была открыта первая послевоенная выставка Ю.П.Спегальского в Пскове?

Ответ: Первая послевоенная выставка рисунков «Псков XVII века» Ю.П. Спегальского была открыта 23 октября 1945 года в Псковской областной библиотеке (ныне Псковская областная научная библиотека).

6. Назовите пять самых интересных экспонатов в кабинете Юрия Павловича, имеющих художественно-историческое значение.

Ответ: В кабинете Ю.П.Спегальского находятся пять экспонатов, имеющих художественно-историческое значение: рабочий стол, ларец кованый, бронзовый подсвечник русской работы, западноевропейский шкаф украшенный удивительной резьбой по дереву начала XVIII века и часы на рабочем столе конца XIX века.

7. Кто автор портрета Ю.П. Спегальского, находящегося в его кабинете в музее. Какая ещё работа этого художника, посвященная Юрию Павловичу, известна вам?

Ответ: Алексей Дмитриевич Кириллов - художник, автор портрета Ю.П.Спегальского, находящегося в его кабинете в музее-квартире. Скульптурный портрет на памятной доске также исполнен А.Д.Кирилловым в 1990 году.

8. Какую вещь из ленинградской квартиры Ю.П.Спегальский перевез в Псков в разобранном виде? Именно эта вещь создала стиль русского жилища.

Ответ: Реконструированная Ю.П.Спегальским в 1954-1955-х гг. изразцовая печь XVII века по псковским мотивам, создавшая стиль русского жилища, была перевезена им в Псков в разобранном виде.

9. Материалы по реставрации какого памятника находятся в кабинете Ю.П.Спегальского?

Ответ: В кабинете Ю.П. Спегальского находятся и хранятся изобразительные материалы по реставрации Церкви Николы со Усохи и две реконструкции Церкви Одигитрии на Печерском подворье.

10. Назовите предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные Ю.П.Спегальским, которые находятся сейчас в музее-квартире.

Ответ: Предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные Ю.П. Спегальским, которые находятся в настоящее время в музее-квартире:

фрагмент русской изразцовой печи XVII века;

стул с резьбой по дереву на спинке;

деревянная люстра «Поющие петухи»;

деревянная люстра расписная, посвящённая 12 русским праздникам в году (Рождество, Масленица, Святки, Пасха, Св. равноапостольной Ольге Всероссийской, Иване Купала и др.);

большая деревянная люстра, посвященная былинным мотивам и сказочным героям;

сундук;

аппликативное панно «Дары природы родного края»;

завесы опочиваленные;

деревянные шкатулки с росписью, брошки;

столешница, формы для пряников.

Вопросы и ответы 2 тура

1. Чем занимался Ю.П. Спегальский в блокадном Ленинграде в 1941-1944 гг.?

Ответ: Юрий Павлович Спегальский, находясь в блокадном Ленинграде с 1941 по 1944 гг. во время Великой Отечественной войны занимался маскировкой высотных точек города Ленинграда, как архитектор-верхолаз. В блокадную зиму 1941-42 гг. он делает по памяти блистательную серию рисунков "По Пскову XVII века" (90 рисунков-реконструкций), где строго научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика.

2. Когда и где встретился Ю.П.Спегальский со своей будущей женой О.К.Аршакуни ?

Ответ: Ю.П. Спегальский встретился и познакомился с Ольгой Константиновной Аршакуни в осажденном Ленинграде в 1942 году. Она стала его женой и помощником на долгие годы.

3. Когда и почему Ю.П.Спегальский вернулся в родной город? Назовите организацию, которую создал Спегальский в 1946 г. для реставрации памятников древнего Пскова.

Ответ: В 1943 году, когда Псков еще находился в оккупации, Спегальский написал письмо академику И.Э.Грабарю с просьбой - после освобождения Пскова направить его на восстановление псковских памятников. В 1944 году Псков освободили от немецко-фашистских захватчиков, и в октябре 1944 г. Ю.П.Спегальский приехал на работу в родной город. 5 ноября 1944 года его назначают начальником Псковской областной инспекции охраны памятников. За три года Юрий Павлович проделал огромную работу: в 1946 г. была создана реставрационная мастерская, и началось восстановление памятников. Наряду с этим шла большая исследовательская деятельность. В это время был разработан проект охранных зон или архитектурных заповедников, который вошел в генеральный план восстановления Пскова. Данный проект Ю.П.Спегальского помог сохранить фрагменты древней планировочной системы Пскова и целые комплексы памятников архитектуры. Предполагалось отстроить город и вернуть памятникам их прежнее градообразующее значение.

4. Как называлась диссертация Ю.П.Спегальского, когда и где она была защищена?

Ответ: Диссертация Ю.П.Спегальского называлась "Псковские каменные жилые здания XVII века". В 1951г. в Ленинграде состоялась её защита, после чего Спегальский получил звание кандидата архитектуры.

5. В каких научно-исследовательских институтах работал Юрий Павлович Спегальский с 1952 по 1968 гг. в Ленинграде? Назовите три знаменитых памятника архитектуры, в восстановлении которых он принимал участие в 1950-е годы.

Ответ: С 1952 года Юрий Павлович работает в Ленинградском филиале Академии архитектуры и в Ленинградских реставрационных мастерских. С 1959 года Юрий Павлович Спегальский - научный сотрудник группы славяно-русской археологии ЛОИА АН СССР (Ленинградского отделения Института археологии АН СССР). В эти же годы он выполнял верхолазным способом обследование и ремонт высотных частей церкви Ильи Пророка в Пороховых, Исаакиевского и Смольного соборов, Александровской колонны. За работу на шпиле Петропавловского собора Юрий Павлович Спегальский в 1957 г . был награжден медалями "За трудовую доблесть" и "250 лет основания Ленинграда.

6. Назовите самые известные книги Ю.П.Спегальского о Пскове, когда они были изданы.

Ответ:

  • Псков: Историко-художественный очерк (1946 г.) Книга выдержала четыре переиздания (1963, 1972, 1978, 2003 годы);
  • Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII вв. (1972);
  • Дом Печенко (1973);
  • По Пскову XVII века: Альбом рисунков (1974);
  • Каменное зодчество Пскова (1976).

7. Какое здание гражданской архитектуры XVII в. принадлежало бабушке Спегальского?

Ответ: Бабушке Ю.П.Спегальского принадлежал дом Печенко. В.А.Печенко была последней владелицей этих палат. Палаты состоят из двух частей, построенных в разное время. В период второй половины XVII в. каменный низ здания был приспособлен под склады; верхний - деревянный - превращен в жилье для слуг. Хозяева жили в другой, трехэтажной части. В период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг. здание было сильно повреждено. До настоящего времени дом Печенко сохранил фрагменты первоначального вида: крыльцо, оконные и дверные проемы, часть северной палаты. В 1951г. были проведены ремонтно-реставрационные работы. Находится дом Печенко на ул. Гоголя, 43.

8. Назовите памятники Пскова, в восстановлении и реставрации которых принимал участие Спегальский, в том числе назовите самые знаменитые храмы Пскова, главы, которых он восстановил без лесов?

Ответ: Ю.П.Спегальский принимал участие в реставрационных работах по восстановлению башен Гремячей и Михайловской, вторых палат Меншиковых («Дома Яковлева»). В 1948-1953 годах церковь Богоявления с Запсковья была фрагментарно реставрирована по проекту Ю.П.Спегальского. Стремясь как можно скорее восстановить наиболее ценные памятники псковской архитектуры, Юрий Павлович поднимался на некоторые из них без лесов, верхолазным способом. Им собственноручно восстановлены барабаны и главы Троицкого собора, а также изуродованная прямым попаданием снаряда глава Спасо-Мирожского монастыря Пскова. С участием Спегальского реставрированы: церковь Богоявления Господня с Запсковья, церковь Козьмы и Дамиана с Примостья , церковь Гавриила и Михаила Архангелов, церкви Николы со Усохи и др.

9. Какие замыслы по восстановлению Пскова Спегальскому не удалось осуществить?

Ответ: «Пояснительная записка к проекту планировки архитектурных заповедников в г. Пскове. 1946-1947 гг.» Ю.П.Спегальского стала модельным проектом сохранения и музеефикации памятников истории и культуры в живом организме современного города . Это был первый проект архитектурного заповедника, города - музея, который не удалось осуществить... Все свои последние месяцы жизни Юрий Павлович посвятил проекту комплексной реставрации памятников архитектуры Пскова: «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова» (1969). План стал своеобразным его завещанием - как современникам, так и потомкам...

10. Когда умер Ю.П.Спегальский, на каком кладбище он похоронен?

Ответ: 17 января 1969г . Юрий Павлович Спегальский умер... Похоронен в Пскове на Мироносицком кладбище.

Вопросы 3 тура

1. В каком веке построены первые каменные здания? Назовите их.

2. Вы, наверное, обратили внимание что данные здания белокаменные. Как вы думаете, из какого материала они построены и отделаны внешне?

3. Назовите систему крепостных укреплений средневекового города Пскова.

4. Какие большие архитектурные изменения проходили на Крому во второй половине XIII века?

5. Назовите дома гражданской архитектуры XVII века, сохранившиеся до наших дней.

6. Чьи палаты (или дома) изображены на зарисовках в реконструкции Ю.П. Спегальского? (А,Б,В)

А
Б
В

7. Перечислите названия башен псковской крепости. С какими из них связаны военные события, легенды и предания?

8. Назовите монастыри, которые ранее находились в окрестностях Пскова. Которые из них сохранились и ныне действуют?

9. Какие вы знаете церкви - памятники архитектуры XIV - XVII вв. сохранившиеся до наших дней?

10. Как нам известно, после 1945 года, многие памятники архитектуры восстанавливались и реконструировались. С чьими именами это связано?

Ответы 3 тура викторины городской викторины:

«Познай свой город!»

(в рамках празднования 100-летия известного архитектора-реставратора, исследователя средневековой архитектуры Пскова Юрия Павловича Спегальского)

1. Во второй половине XII века в Пскове появились первые каменные здания. Недалеко от Крома, на месте будущего Довмонтова города князь Авед-Дмитрий построил храм в честь Дмитрия Солунского. Следующий храм был возведён по заказу архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Он основал Спасо-Мирожский монастырь, в котором создал соборный храм. По научному предположению Ю.П. Спегальского Иоанно-Предтечетенский монастырь, возможно, также основан в XII веке.

2. На Псковщине известняки находятся в огромном количестве, самых разнообразных пород и легко могут добываться вблизи мест строек. Плита как материал для постройки каменных зданий является природным, не требующим переработки материалом, легко доступным, дешевым и имеющим большие достоинства. Древнепсковские каменщики хорошо знали свойства плиты и успешно ее применяли. Примером умелого использования разных пород плиты могут служить жилые здания XVII века в Пскове. Нижние части зданий, подвергающиеся воздействию почвенной влаги,- фундаменты и стены подвалов обычно сложены из очень прочной, твердой, плотной, мало впитывающей влагу и не поддающейся атмосферным влияниям плиты. Стены самого жилья складывались также из прочной и мало впитывающей воду плиты с целью защиты здания от быстрого разрушения в случае утери крыши. Орнаментация делалась из совершенно особых пород известняков, дававших очень чистые плиты одинаковой толщины (обычно 10-12 см, иногда 30-32 см) и очень мягкие, легко поддающиеся обработке режущим инструментом, но довольно устойчивые против влияния атмосферных воздействий... Псковские каменщики применяли в кладке из известняковой плиты раствор на мелком глинистом песке. В кладку из кирпича, который быстро сушит влагу, шел раствор, приготовленный на крупном речном песке. Мелкий песок, иногда с содержанием глины, благодаря свойству чрезвычайно хорошо связываться с кладкой стены шел в штукатурку. Интересен способ обработки штукатурки. Ее накладывали нетолстым слоем (2-10 мм) и не затирали, а заглаживали лопаткой, оставляя поверхность волнистой, но гладкой, даже скользкой на ощупь. Известняковая плита - сравнительно грубый материал. Кроме того, в нашем климате она подвержена быстрому разрушению под действием мороза, воды и ветра. Потому-то псковичи так любили большие гладкие оштукатуренные и выбеленные плоскости. Поверхностям плитной кладки не старались придавать строгого геометрического очертания - это привело бы к утолщению штукатурки, очень усложнило процесс нанесения и уменьшило прочность. И такая волнистая, не совсем ровная обмазка, сделанная руками древнепсковских мастеров, давала необычайный художественный эффект, выявляя всю весомость каменных сооружений и придавая им скульптурность. Для обмазки употребляли мелкий желтый горный песок, содержащий окислы железа и другие примеси. Побелка делалась обычно псковской известью, тоже нечистой, с примесями глины и окислов металлов. Из-за этого она принимала не чисто белый, а желтоватый цвет, а иногда бывала слегка розоватой. Штукатурка эта интересна свойством «освещать» помещения, отражая и рассеивая лучи света. Внутренние помещения, оштукатуренные таким образом, становятся светлее, чем при обыкновенной современной штукатурке. В итоге здания получались белокаменные.

3. Система крепостных укреплений средневекового города Пскова состояла из пяти укреплений (колец):

  • Псковский Кремль (Кром);
  • Довмонтов город;
  • Стена посадника Бориса;
  • Средний город;
  • Окольный город.

4. Большие архитектурные изменения произошли во второй половине XIII века на Крому: Детинец стал центром вечевой республики. Его деревянную ограду заменили высокой каменной стеной. Это было первое каменное крепостное сооружение в Пскове. Двор псковского князя, княжеская «судница» и «поле», где происходили судебные поединки, были перенесены из Детинца в примыкающую к нему часть старого посада, позднее получившего название Довмонтова города. Прославленный псковский князь Довмонт-Тимофей обнес эту часть города каменными стенами, сомкнувшимися с укреплениями Крома, и украсил её храмами. В 1268 году он построил там Церковь Тимофея Газского, в 1269 году - Георгия, в 1272 году - Фёдора Стратилата и там же основал девичий монастырь во имя Рождества богородицы с каменным храмом. Эти постройки не дошли до нас. Вероятно, по мнению Ю.П. Спегальского, в Довмонтовом городе была построена купеческая корпоративная Церковь во имя Святой Софии.

5. Достопримечательна древняя гражданская архитектура Пскова XVII века, сохранившиеся до наших дней. Это великолепные Поганкиных палаты. В Пскове имеется немало памятников гражданской архитектуры, менее прославившихся чем Поганкины палаты, но не менее ценных. Например Дома, принадлежавшие в XX веке Яковлеву и Сутоцкому, а в древности, по преданию, построенные и принадлежавшие псковичам Меншиковым, сохранили часть своей великолепной орнаментации, не сохранившейся на других гражданских зданиях древнего Пскова, - остатки крылец, неисследованный еще подземный ход, фрагменты изразцовых печей, лавок. Знаменитая "Солодежня" сохранила почти нетронутым прекрасное крыльцо. Дома XVII века в так называемых "Волчьих Ямах" у Гремячей горы, бывший дом Трубинских на Запсковье. Дома, принадлежавшие в XX веке Жуковой, де Барани, Ширеру, Печенко, Порозовым, „Мешок" на Запсковье и многие другие представляют собой редкостные остатки русского старинного быта и исключительные памятники архитектуры XVII века.

6. На зарисовках в реконструкции Ю.П. Спегальского изображены:

А) Палаты Трубинских. Дворовый фасад (последняя четверть XVII века).

Б) Палаты Поганкиных. Дворовый фасад (первая треть XVII века).

В) Дом Печенко. Дворовый фасад (вторая половина XVII века).

7. Названия башен псковской крепости существующих в настоящее время: Варлаамская башня, Власьевская башня, Высокая башня, Глухая башня, Гремячая башня, Довмонтова башня, Кутекрома, Михайловская башня, Мстиславская башня, Петровская башня, Плоская башня, Покровская башня, Свинузская башня.

С Гремячей башней связано множество местных легенд, в которых говорится о томящейся в подземелье башни заколдованной княжне, о несметных сокровищах и нечистой силе.

С Покровской и Свинузской башнями связаны события с осадой Пскова войсками Стефана Батория в 1581 - 1582 годах. 7 сентября 1581 года в результате обстрела Покровская и Свинузская башни были сбиты, образовался пролом.

В 1615 году Войска шведского короля Густава - Адольфа осадили Псков. Наиболее крупные сражения произошли около Варлаамовской башни между 14 и 16 сентября и 9 октября.

При Петре I, ожидавшем нападения шведов на Псков, возле Михайловской башни были возведены земляные бастионы. На месте Средней, Смердьей башни и стены Крома между ними были также сооружены бастионы.

На месте, где была башня Кутекрома, находилась в начале XIX века беседка, в которой любил отдыхать поэт Александр Сергеевич Пушкин.

8. Монастыри, которые ранее находились в окрестностях Пскова, некоторые из них сохранились и действуют в наши дни:

9. Церкви - памятники архитектуры XIV -XVII вв.:

КРЕМЛЬ (КРОМ) И ГОРОД

ЗАПСКОВЬЕ

ЗАВЕЛИЧЬЕ

ПОСАДЫ И СЛОБОДЫ

10. После 1945 года, многие памятники архитектуры восстанавливались и связаны были с известными именами, такими как:

Алфёрова Г.В., Анисимов А.И. , Брягин Д.Е., Воробьев А.В. , Гедике Г.Е., Давыдов О.В., Дидрихс К. А., Лебедева В.А., Максимов П.Н., Михайлов С.П., Рахманина Н. С., Сарабьянов В.Д. , Семенов М.И., Скобельцын Б.С., Смирнов В.П., Спегальский Ю.П., Сусленников Ю.В., Хамцов А.И., Штольцер Э.П.

 


Задать вопрос Ивану Цецерскому
* Все поля этой формы обязательны для заполнения

Пожалуйста, указывайте фамилию, имя, адрес и телефон полностью, чтобы ваше сообщение было зарегистрировано и получило официальный статус.
В этом случае вы получите официальный письменный ответ в течение 30 дней.
Задать вопрос Ивану Цецерскому
Вопрос успешно
отправлен
Закрыть