МОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат»

Адрес: 180004, г. Псков, ул. Советской Армии, д. 54.

Тел. (8112)75-45-83

Адрес в интернете: internatpscov.ucoz.ru

e-mail: internatpscov@yandex.ru

Директор: Овсякова Лидия Викторовна

Дата основания: 1957 г.

Псковская общеобразовательная школа-интернат ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается с помощью адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Количество воспитанников - 198

Экспериментальная работа:

Уровень эксперимента

Тема эксперимента

Сроки эксперимента

Прогнозируемые результаты

Школа

Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении»

(Совместно с Негосударственной некоммерческой общественной организацией «Независимый женский центр»)

2010-2013 гг.

Отработка алгоритма работы с семьей, находящейся в социально опасном положении;

Разработка плана индивидуального сопровождения детей из семей группы риска;

Раннее выявление семейного неблагополучия в микрорайоне школы-интерната.

Имеют звания "Заслуженный учитель Российской Федерации", награждены нагрудным знаком "Отличник народного просвещения" и "Почетный работник общего образования Российской Федерации"

Овсякова Лидия Викторовна - Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения

Васильев Геннадий Никандрович - Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения

Емельянова Светлана Ивановна - Отличник народного просвещения

Мулькеева Лариса Викторовна - Почетный работник общего образования РФ

Кангур Ольга Юрьевна - Почетный работник общего образования РФ

Розова Татьяна Афанасьевна - Отличник народного просвещения

Николаева Ирина Николаевна - Нагрудный знак Федеральной службы государственной статистики

Проблемный анализ образовательного процесса школы-интерната

Анализ результатов функционирования школы-интерната за последние несколько лет позволили выявить проблемы, требующие решения с научно-педагогических и социально-психологических позиций. В связи с этим возникает необходимость системного и перспективного выстраивания развивающейся системы образования в школе-интернате, потребность в координации усилий воспитательной и обучающей систем, в оптимизации управления, в разработке критериев оценки эффективности развития.

Политическая нестабильность, социальные последствия проводи­мых в стране экономических реформ более всего отражаются на семье и детях. Самыми незащищенными среди них оказываются дети из многодетных семей, социально неблагополучных.

В любом случае школа-интернат должна защитить ребенка, создать ему условия для нормальной жизни и развития. Потребность осуществить это педагогически целесообразно и оптимально, с одной стороны, и отсутствие целостных программ для решения этой задачи, с другой, одно из основных противоречий, требующих решения. Назовем эту проблему теоретической неотработанностью путей образования детей в условиях школы-интерната.

Диагностика состава детского контингента школы-интерната показывает, что в общем составе преобладают дети из неблагопо­лучных семей. Как следствие, школьники из этих семей сами являют­ся неблагополучными (или "трудными"). Так, анализируя результаты анкеты, поведенной среди педагогов школы-интерната, позволили ранжировать негативные явления, распространенные среди воспитанников школы-интерната:

1 место - Курение. 2 место - Отсутствие критического отношения к себе, отсутствие культурных запросов, сквернословие. 3 место - Стремление к праздности. 4место - Неисполнительность. 5 место - Отсутствие трудолюбия. 6 место - Несамостоятельность в делах и поступках, незаинтересованное отношение к жизни. 7 место - Жестокость, эгоизм. 8 место - Неуважение к старшим. 9 место - Отсутствие своего мнения. 10 место - Воровство, токсикомания.

Анализируя полученные данные, необходимо отметить следующие тенденции:

  • происходит увеличение количества учащихся школы-интерната;
  • из общего количества семей преобладают семьи с одним роди­телем (мать или отец);
  • как правило, это неблагополучные семьи или многодетные семьи, из таких семей в школу-интернат поступают дети социально дезадаптированные, имеющие вредные привычки;
  • часть детей не имеют семьи и нахо­дятся на опеке.

Основными причинами увеличения числа детей, которые обучаются в школе-интернате, является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Полученные результаты свидетельствуют о низком нравствен­ном уровне многих отцов и матерей, фактически не способных оказы­вать своим детям заботу, об их ответственности, граничащей с без­ответственностью в воспитании ребенка.

Ребенок, который учится в школе-интернате и воспитывается в такой "семье", как правило, социально неблагополучный, с искажен­ными нормами и правилами жизни, поведения, гигиены, нуждается в реабилитации и социальной адаптации.

Недостаточность имеющихся для адаптации ребенка путей и способов в образовательных системах школ-интернатов - следующее противоречие, которое обуславливает необходимость разработки программы развития. Обозначим эту проблему как отсутствие методического инструментария реабилитации и социальной адаптации детей.

При этом в школе-интернате имеется определенный положительный опыт образования «неблагополучных» детей. Наши наблюдения, беседы, интервью с учениками и учителями показали, что дети:

1. Обладают достаточно высокой культурой общения (например, здороваются даже с незнакомыми людьми, обращаются друг к другу по именам, с уважением и терпением слушают отвечающих, не дают отрицательных оценок).

2. Откликаются на любую деятельность, особенно если она разнообразна (с интересом играют, заполняют анкеты, рисуют, отвечают на вопросы).

Выделим еще одну проблему. Состояние здоровья детей, обучающихся в школе-интернате, можно охарактеризовать как неблагополучное. По нашим данным, практи­чески у всех детей наблюдаются отклонения в физическом и психическом развитии, имеются болезни (энурез, гастрит, дефекты зрения, нарушения осанки, различные травмы и т.д.). Значитель­ная часть детей не владеет гигиеническими навыками, имеют хронические заболевания. Вытекающее противоречие - между потребностью организовать здоровый образ жизни ребенка, привить ему элементарные гигиенические навыки и недостаточно эффективной системой такой деятельности - проблема формирования умений и навыков здорового образа жизни воспитанников школы-интерната.

Исследования, проведенные в школе-интернате, показывают, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в неблаго­получных семьях, отличаются от сверстников, растущих в нормальных семьях. Темп развития первых замедлен. Их развитие имеет ряд ка­чественных негативных особенностей, которое отмечается на всех ступенях детства до подросткового возраста и далее. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживаются на каждом воз­растном этапе. Но все они имеют серьезные последствия для форми­рования личности ребенка

У многих младших школьников обнаруживаются специфические от­клонения в развитии интеллектуальной, мотивационно-потребностной сфер их психики. Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении нового материала. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.

В подростковом возрасте особенности развития детей из неблагополучных семей проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются поверхностность чувств, моральное иждивенчество, привычка жить по указке, проис­ходит осложнение в становлении самосознания (переживание своей ущербности). Возрастают трудности овладения учебным материалом.

Целый комплекс взаимодополняющих, нарастающих психологических проблем ведет за собой осознание ребенком психологического небла­гополучия, переживание своей ненужности для других людей; происходит накопление опыта асоциального поведения; формируется не­способность переживать ценности другого человека; снижается актив­ность в нормальном общении. Это, в свою очередь, вызывает противо­речие между необходимостью социально-психологической реабилитации ребенка и недостаточно продуманной системой решения выделенной про­блемы. В связи с этим обозначим проблему социальной адаптации ребенка, его психологического сопровождения как важных условий жизненного становления, самоопределения.

Анализ деятельности свидетельствует, что в школе-интернате проводится достаточно эффективная работа по организации деятельности и удовлетворявшего детей общения с ними воспитателей, педагогов.

Педагогический коллектив видит особенности и целевые ориентиры развития. В проводимых анкетах мы просили педагогов продолжить предложение: "Я полагаю, что выпускник школы-интерната должен обладать следующими качествами...". Были получены следующие результаты (см. ранжированный ряд):

  1. Уметь ориентироваться в окружающей жизни
  2. Иметь цель в жизни
  3. Стремиться к самореализации и быть самостоятельным
  4. Стремиться получить образование
  5. Быть коммуникабельным
  6. Обладать адекватной самооценкой.

Полученные результаты использованы при разработке целей и задач развития школы-интерната.

Одновременно с осознанием направленности деятельности актуализируется ряд проблем.

Ребенок, который учится (воспитывается) в социально - коррекционном учреждении, как правило, социально неблагополучный, с искаженными нормами и правилами жизни, гигиены, поведения. Он нуждается в особом (повышенном) внимании, особым образом организованном взаимодействии, направленном на реабилитацию, социальную адаптацию. Однако в школе-интернате:

- отсутствует (или действует нерационально) система диагностики ребенка, включая изучение условий для его трудоустройства. Специальные усилия должны быть направлены на создание системы диагностики, личности школьника - воспитанника, начиная с изучения психологических, физиологических, педагогических особенностей, далее - диагностика изменений по ступеням обучения и - особенности социально - профессиональной адаптации в обществе по окончании образовательного учреждения. Результаты исследований должны стать предметом коллективных обсуждений;

- практически отсутствуют специальные образовательные программы (коррекционные, социально - адаптивные и т.д.) Приоритетной деятельностью должно стать создание специальных образовательных программ. Сложная педагогическая деятельность в учреждении не может осуществляться только с помощью педагогического мастерства конкретного педагога (это неэффективно и опасно);

- весьма актуальными являются правовые проблемы (т.е. потребность в компетентном консультировании и педагогов, и детей с позиций правовых возможностей). Необходимо привлечь к работе юриста, способного дать исчерпывающие консультации по проблемам правового обеспечения образовательного процесса и жизни ребенка в обществе (права и обязанности родителей, педагогов, самого ребенка; льготы; социальная поддержка и т.д.);

- проблема кадрового обеспечения (в первую очередь специалистами социально - психологической направленности);

- проблема связи с другими образовательными учреждениями, реализующими сходные образовательные услуги и решающие подобные проблемы;

- проблемы финансового обеспечения.

Дефекты в интеллектуальном, эмоционально-волевом, коммуника­тивном, трудовом воспитании и развитии приводят к тому, что ко мно­гим жизненным ситуациям воспитанники школы-интерната менее подго­товлены, чем их сверстники из нормальных семей. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспи­танникам трудно адаптироваться.

С целью решения обозначенных проблем в школе-интернате разработ­ана программа развития школы-интерната и создана (совместно с областной (Совместно с Негосударственной некоммерческой общественной организацией «Независимый женский центр») экспериментальная площадка по теме: «Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении»


Задать вопрос Елене Полонской
* Все поля этой формы обязательны для заполнения

Пожалуйста, указывайте фамилию, имя, адрес и телефон полностью, чтобы ваше сообщение было зарегистрировано и получило официальный статус.
В этом случае вы получите официальный письменный ответ в течение 30 дней.
Задать вопрос Елене Полонской
Вопрос успешно
отправлен
Закрыть